Компании: | 4 600 |
Товары и услуги: | 2 964 |
Статьи и публикации: | 299 |
Тендеры и вакансии: | 45 |
Узлы в промышленном альпинизме.
Разные источники утверждают, что в мире известно от полутора тысяч до четырех тысяч узлов. У нас же иная задача: свести к минимуму объем запоминаемого материала, но обеспечить выполнение всех возникающих задач.
За прошедшее десятилетие бурно развился такой вид деятельности, как туристское многоборье. Здесь думать и действовать надо быстро. Чем меньше узлов ты знаешь — тем меньше шансов ошибиться. Но то, что ты знаешь — должно перекрывать весь спектр возникающих задач.
У турмногоборцев возникают свои, специфические требования к узлам. Компактность, например.
Немного о терминологии. За основу взято морское дело. Неподвижный конец веревки, будем называть коренным концом. Подвижный конец веревки, тот которым работают — рабочим концом (у моряков его еще называют ходовым концом). Устоявшиеся в туризме и альпинизме слэнговые выражения (профессиональный жаргон) будут выделены курсивом. Иногда введены понятия, не имеющие статус профессионального жаргона, но упрощающие понимание сути. Они взяты в кавычки.
Начинающим турмногоборцам дадим несколько советов.
— На каждый узел уходит около одного метра основной веревки. На «бергшафт» — чуть-чуть больше.
— Самый компактный из проводников — «проводник повышенной надежности».
— Компактнее «проводника повышенной надежности» — «грейпвайн-удавка». Но его использование в качестве проводника требует блокировать между собой рабочий и коренной концы, выходящие из узла. Обычно это делают изолентой или рулонным лейкопластырем. Становится невозможным перевязать узел во время соревнований (прохождения дистанции).
ПРОСТОИ узел
Если веревку сложить «колечком» и рабочий конец вдеть в это «колечко», то легко и просто получим узел, который так и называется ПРОСТОЙ узел. ПРОСТОЙ узел, завязанный на конце веревки, в неответственных случаях может быть использован в качестве стопорного узла.
Модификациями и последующими трансформациями ПРОСТОГО узла получают множество других узлов.
ПРОСТОИ узел, завязанный вокруг «соседней» веревки используется в качестве контрольного узла. Т.е. дополнительного узла, препятствующего саморазвязыванию основного узла.
ПАЛАТОЧНЫЙ узел
Если веревку сложить «колечком», и в это «колечко» вдеть середину сложенного вдвое коренного(или рабочего) конца, то получим ПАЛАТОЧНЫЙ узел .Узел относится к группе удавок.
По сути, ПАЛАТОЧНЫЙ узел — это ПРОСТОЙ узел, в котором коренной (или рабочий) конец продет обратно сквозь узел. Если потянуть за этот конец, то образовавшаяся петля проскочит сквозь узел и узел распадется.
Применяется узел для крепления веревки к опоре в неответственных случаях. Узел является начальной стадией завязывания некоторых других узлов (БУЛИНЬ, например)
Название узла пошло с тех времен, когда на соревнованиях туристских слетов было принято ставить палатку «домик» на скорость. (Специалисты одной рукой вязали узел, другой вставляли колышек и сразу же оттягивали стойку. В этом случае узел вязался так, чтобы вытягиваться за коренной конец).
Узел ПРОВОДНИК
Иногда его называют узел ПРОВОДНИКА
Если сложить веревку вдвое и уже этим сложенным концом завязать ПРОСТОЙ узел получим один из старейших узлов— узел ПРОВОДНИКА. Узел недостаточно надежен, поэтому обязательно применение контрольного узла.
Узел применяется для крепления веревок к ИСС (индивидуальной страховочной системе) участника или для закрепления веревок на рельефе (через промежуточные звенья — крючья, карабины и пр.)
Фактически мы вяжем два узла. Вначале собственно ПРОВОДНИК, а затем — контрольный узел. Подобная трудоемкость, а также значительно уменьшенная прочность (по сравнению с другими узлами) привели к тому, что узел ПРОВОДНИКА на сегодня практически не используется.
При необходимости закрепить веревку непосредственно на рельефе (на дереве, например), можно, конечно, завязать узел ПРОВОДНИКА с огромной петлей, залезть на дерево и набросить на него петлю. Затем надо будет спустить веревку с узлом вниз и протащить сквозь узел весь коренной конец,уменьшив петлю узла до разумных размеров. На практике, разумеется, так никто не делает.
На конце веревки завязывается ПРОСТОЙ узел. Рабочий конец должен быть достаточной длины, что бы его хватило на все последующие манипуляции.
Узел ВОСЬМЕРКА (ФЛАМАНДСКАЯ ПЕТЛЯ)
Начинаем вязать его также, как и узел ПРОВОДНИКА. Складываем веревку вдвое и петлю проносим поверх сдвоенной веревки, образуя «колечко» из сдвоенной веревки. Чтобы получить узел ПРОВОДНИКА, надо сразу продеть петлю сквозь «сдвоенное колечко». Мы же обносим петлю вокругкоренного конца (сдвоенного коренного конца) и только теперь продеваем петлю в «сдвоенное колечко».
Полученный узел имеет характерный рисунок, откуда и взялось его название. Так же, как и ПРОВОДНИК, узел применятся для закрепления веревок на ИСС участника или закрепления их на рельефе через промежуточные звенья.
Так же, как и ПРОВОДНИК, узел может быть завязан одним концом.На конце веревки завязываемПРОСТУЮ ВОСЬМЕРКУ. (Название этого «предварительного» узла дано по аналогии с «простым»узлом). А далее, так же как и в «проводнике» одним концом, обносим рабочий конец вокруг опоры (дерева), прикладываем к той его части, которая выходит из узла (непосредственно в точке выхода из узла) | и начинаем пропускать сквозь узел, повторяя все изгибы и повороты веревки (прослеживаемузел). Напоминаем, что рабочий конец должен быть достаточной длины, иначе его не хватит на все последующие манипуляции.
Восьмерка значительно надежнее проводника и применение контрольногоузла не требуется. По результатам испытаний в испытательной лаборатории ООО «Венто 2М» прочность узла ВОСЬМЕРКА составила 44,24 % от номинальной прочности веревки при нагружении узла за два выходящих из него конца
ДВОЙНОЙ ПРОВОДНИК (ЗАЯЧЬИ УШИ)
Узел применяется, когда из узла должно выходить две петли: при прощелкивании репшнура в карабин, в спасательном деле для транспортировки пострадавшего или на соревнованиях потуристскому многоборью.
Веревку складываем вдвое и уже этой сдвоенной веревкой начинаем вязать ПАЛАТОЧНЫЙ узел проносим петлю поверх сдвоенного коренного конца, образуя «сдвоенное колечко»; середину петли продеваем сквозь «сдвоенное колечко» и немножко затягиваем узел. Из узла выходит «двойная петля» (петля из сдвоенной веревки — будущие «уши») и прямо напротив нее, параллельно сдвоенному коренному концу — петля из одинарной веревки (одинарная петля). Одинарную петлю набрасываем на весь узел и затягиваем его.
Надо принять все меры к тому, чтобы «.уши», выходящие из узла, были максимально равны. В противном случае, нагрузка распределится по петлям (ушам) неравномерно и прочность узла существенно снизится.
Узел БЕРГШАФТ I
Вначале складываем веревку «колечком». Но это должно быть большое «колечко» — нам потребуется большой запас веревки. Само «колечко» один раз перекручиваем. Получаем специальную укладку с верхним и нижним «перекрестиями». Закрепив (зажав пальцами) «перекрестия», верхнюю петлю опускаем ниже нижнего «перекрестия». Остается одно «перекрестие». Получаем ситуацию, когда выше «перекрестия» сдвоенная петля, ниже «перекрестия» одинарная петля, а в стороны уходят коренные концы. Одинарную петлю продеваем в сдвоенную и затягиваем узел.
Узел применяется для закрепления середины веревки на рельефе (через промежуточные звенья) или для закрепления середины веревки на ИСС второго участника в связке-тройке (отсюда другое название узла — узел СРЕДНЕГО). Еще одно из «стандартных» применений узла — вывод из работы побитого участка веревки.
Иногда можно услышать, как этот узел называют АВСТРИЙСКИЙ ПРОВОДНИК. Австрийские альпинисты были очень удивлены таким названием. Сказали, что узел называется БЕРГШАФТ («связь с горой») и других названий иметь не может.
Оригинальное применение БЕРГШАФТУ было изобретено на соревнованиях по туристскому многоборью. При страховке участника на переправе, требовалось связать две веревки одного диаметра так, чтобы узел можно было встегнуть в ИСС участника. Две веревки сложили вместе, навстречу друг другу связываемыми концами. Из сдвоенного участка связали БЕРГШАФТ.
Узел БУЛИНЬ
Очень старый и один из самых сложных узлов.
ПАЛАТОЧНЫЙ узел вяжется на коренном конце веревки. Т.е., для того чтобы вытянуть петлю из ПАЛАТОЧНОГО узла надо тянуть за коренной конец. Рабочий конец обносится вокруг опоры (дерева) и вставляется в петлю ПАЛАТОЧНОГО узла. Начинаем тянуть за коренной конец. Петля захватываетрабочий конец и пытается протащить его сквозь узел. Сколько бы мы не тянули за коренной конецдальше — петля с продернутым рабочим концом останется на месте. Осталось завязать «контрольный» узел рабочим концом и БУЛИНЬ готов.
В морском деле, в основном, БУЛИНЬ вяжется одним концом.
Рабочий конец обносится вокруг опоры. Коренной конец складывается «колечком» так, чтобы основная его часть являлась верхом «перекрестия», а само «колечко» было обращено в сторонурабочего конца .
Сверху в «колечко» продеваем рабочий конец, проводим его над коренным концом и охватываемкоренной конец. Встречно-параллельно своему первоначальному ходу, выводим рабочий конецнаверх сквозь «колечко». Затем вяжется контрольный узел.
Узел используется для обвязки человека, если отсутствуют ИСС или пояс Абалакова.
Очень часто именно этот узел используется для закрепления веревок непосредственно на рельефе. Трудно сразу точно рассчитать необходимую длину рабочего конца так, что бы его хватило на обнос опоры (особенно если это большой камень или выступ скалы) и собственно узел. При применении БУЛИНЯ же, мы вначале обносим рабочий конец вокруг опоры, а потом на коренном конце начинаем вязать ПАЛАТОЧНЫЙ узел или складываем «колечко». Если узел применялся для закрепления веревок на опоре, то развязать его после снятия нагрузки может оказаться нелегко.
ПРЯМОЙ узел
Две веревки складывают «крестиком» и рабочий конец одной из них один раз обкручивают вокруг конца другой. Затем концы вновь складывают «крестиком» . Один из концов продевают сквозь образовавшуюся петлю.
Второй способ вязки ПРЯМОГО узла — одним концом.
Одну веревку складываем вдвое и берем в руку. Конец второй веревки вдеваем в полученную петлю, обносим вокруг сдвоенной первой веревки и вновь продеваем через петлю, встречно-параллельно своему первоначальному ходу.
ПРЯМОЙ узел используется для связывания веревок одинаковой толщины исключительно в неответственных соединениях. Во всех остальных случаях необходимо применение других узлов.
ВСТРЕЧНЫЙ узел
На конце одной веревки завязывается ПРОСТОЙ узел к выходящему из узла рабочему концуприкладываем конец второй веревки и начинаем пропускать его сквозь узел, повторяя все изгибы и повороты веревки {прослеживаем узел) . Затягиваем узел и вяжем контрольные узлы.
Узел применяется для связывания веревок одного диаметра.
ВСТРЕЧНАЯ ВОСЬМЕРКА (ФЛАМАНДСКИЙ узел)
На конце одной веревки вяжется ПРОСТАЯ ВОСЬМЕРКА. Так же, как и при вязке ВСТРЕЧНОГО узла, к выходящему из узла рабочему концу прикладываем конец второй веревки и начинаем пропускать его сквозь узел, повторяя все изгибы и повороты веревки (прослеживаем узел). Расправляем и затягиваем узел.
Свое название он получил из-за характерного рисунка. В морской практике его называют ФЛАМАНДСКИЙ узел, т.к. это один из древнейших морских узлов.
Узел используется для связывания веревок одного диаметра. На сегодня, наверное, это самый распространенный узел для связывания веревок одного диаметра.
Обычно его удается развязать, даже после сильных нагрузок.
ГРЕЙПВАЙН
Узел достаточно сложен и капризен, в нем нет понятия мелкого недочета. Узел состоит из двухполуузлов, завязываемых последовательно концами правой и левой веревок {рабочие концы по 15 — 20 см). При завязывании полуузла работает только конец одной веревки.
~ Две веревки складываются вместе навстречу друг другу связываемыми концами.
Грейпвайн не требует контрольных узлов. После завязывания обязательно должен быть расправлен. Под нагрузкой сильно затягивается, после чего нелегко развязывается. При развязывании следует постараться растащить полуузлы друг от друга. Ослабить один полуузел и развязать его, затем выдернуть веревку из второго полуузла и развязать его.
Применяется для связывания веревок одинакового диаметра.
Слухи о его исключительной прочности оказались преувеличенными. Однако, он остается самым прочным, из «стандартных» узлов для связывания веревок одного диаметра.
Узел СТРЕМЯ (ВЫБЛЕНОЧНЫЙ узел)
Узел применяется как точка опоры для ноги при подъеме по вертикальным перилам.
Середину веревки взять горизонтально. Концами веревки сложить два «колечка» так, что бы «вертикальные участки» веревки были по разные стороны от «горизонтального» участка «Колечки» наклонить в сторону «горизонтального» участка веревки. Свести «колечки» вместе
Узел хорошо держит даже на гладком камне или мокром дереве. В этом случае необходимконтрольный узел. После большой нагрузки узел развязывается тяжело, особенно если веревка намокла.
СХВАТЫВАЮЩИЙ узел
Узел обязательно вяжется веревкой меньшего диаметра (репшнуром) на веревке большего диаметра(основной веревке). Рекомендуемое соотношение диаметров не выше, чем 2:3.
Накладываем петлю из сдвоенного репшнура на основную веревку. Охватываем основную веревку,пропуская концы репшнура сквозь петлю. Получаем ПОЛУСХВАТЫВАЮЩИЙ узел.
Совершаем повторный охват основной веревки репшнуром,вновь продевая концы репшнура сквозь петлю. Расправляем узел.Репшнур, в итоге, делает четыре витка вокруг основной веревки.Нагрузочные концы выходят из-под середины этой «поперечины» .
Узел легко перемещается вдоль основной веревки, при приложении нагрузки непосредственно к узлу, вдоль основной веревки. Узел моментально затягивается («схватывается»), при приложении нагрузки к грузовым концам, выходящим из узла.
Применяется узел для самостраховки при движении по вертикальным и наклонным перилам. Именно этому узлу на смену пришел механический зажим «жумар», используемый для подъема по вертикальным перилам.
Последнее время много громких нареканий на СХВАТЫВАЮЩИЙ узел. Вызваны они, в основном, желанием заменить «неудобный» схватывающий узел на «удобный» механический зажим.
ОБМОТОЧНЫЙ СХВАТЫВАЮЩИЙ узел
ОБМОТОЧНЫЙ СХВАТЫВАЮЩИЙ узел имеет большую «схватываемость», чем обыкновенный СХВАТЫВАЮЩИЙ узел, но работает только в одну сторону. Более эффективен, чем обыкновенный СХВАТЫВАЮЩИЙ, при организации полиспастов.
Накладываем петлю из сдвоенного репшнура на основную веревку. Не перпендикулярно, а немного наискось. Петлей репшнура делаем 3—4 оборота вокруг основной веревки, смещаясь от коренного конца репшнура. Коренной конец продеваем сквозь петлю репшнура и расправляем узел.
Узел ШТЫК
На соревнованиях, при наведении навесной переправы, иногда запрещают пользоваться тормозными устройствами, поэтому в данной брошюре приводится узел ШТЫК (один из штыков),пригодный для этих целей.
Все чаще постановщики дистанций на соревнованиях по туристскому многоборью используют этот узел для крепления судейских веревок к опорам. Узел очень надежен. Легко развязывается после снятия нагрузки и даже под нагрузкой.
Рабочий конец веревки обносят вокруг дерева или выступа рельефа. Проносят поверх коренного конца, огибают коренной конец и продевают в образовавшуюся петлю. Рабочий конец вновь проносят поверх коренного, огибают коренной и продевают во вторую образовавшуюся петлю и т. д. Обычно делают 2—3 шлага. Затем желательно закрепить рабочий конец на коренном. При нагружениикоренного конца узел не затянется, и сохранится возможность развязать его без снятия нагрузки скоренного конца.
Узел УДАВКА
Рабочий конец обносится вокруг опоры. После делается полный охват коренного конца, затем ведемрабочий конец назад, при этом несколько раз (4—5 и более) обвиваем ту часть веревки, которая уже обведена вокруг опоры. При нагружении коренного конца шлаги обвивки прижмутся к опоре и трение не даст веревке соскользнуть. Чем больше шлагов, тем надежнее будет держать узел. При кажущейся «хлипкости», УДАВКА достаточно надежна, особенно при закреплении веревки на деревьях. После снятия нагрузки узел легко развязывается.
ПРОВОДНИК ПОВЫШЕННОЙ НАДЕЖНОСТИ
Это все еще малоизвестный новый узел, недостаточно опробованный на практике. Используется в тех случаях, когда по каким-то причинам не удовлетворяет надежность ВОСЬМЕРКИ. (На качественных скользких импортных веревках ВОСЬМЕРКА иногда «расползается» под знакопеременной нагрузкой).
Узел состоит из двух полуузлов. Сначала на рабочем конце веревки вяжется ПАЛАТОЧНЫЙ узел. Т.е. узел распадется, если потянуть за рабочий (короткий) конец. Затем этим рабочим концом вяжется один полуузел (шлаг) узла грейпвайн.
Полуузлы подтягиваются друг к другу, при этом увеличивается в разме